История авиаполка в деталях и воспоминаниях

Печать
Категория: Экскурсия
Просмотров: 889

История авиаполка «Нормандия-Неман» в деталях и воспоминаниях

   

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в нашем школьном музее истории авиаполка «Нормандия-Неман». Любую историю можно преподнести сухо, одними фактами, которые тут же забудутся, едва вы покинете этот зал. Однако мой рассказ оживят бесценные воспоминания участников событий того времени – французских летчиков Ролана де ля Пуапа и Франсуа де Жоффра, советского летчика Ивана Молчанова и командира 303 авиадивизии Генерала Захарова и других…    

Больше двух лет: с марта 1943 года по май 1945 года французские лётчики вместе с советскими механиками, которые обслуживали их самолеты, прошли боевой путь от Подмосковья до Восточной Пруссии. 

42 летчика отдали свои жизни в борьбе против фашистов. Казалось бы, среди миллионов погибших в войне 42 человека - капля в море! Но человеческой жизни нет цены. Как и нет цены героизму, мужеству, братству, дружбе.,

    …В небесах мы летали одних, 
        Мы теряли друзей боевых, 
        Ну а тем, кому выпало жить, 
        Надо помнить о них и дружить.

Вспоминает летчик Франсуа де Жоффр:

«После жары далеких пустынь встречала нас заснеженная Россия. Нас было 58. Мы волновались, не знали русских слов. Первое, что мы услышали: «Хорошо», «Товарищ».

Французы долго не могли привыкнуть к бескрайней белизне заснеженных просторов, когда глазу не за что зацепиться Возникли и технические проблемы — 58 французских механиков, прибывших вместе с пилотами, не смогли работать с незнакомым оборудованием в условиях русской зимы… Четыре месяца учились французы летать на русских самолетах «Як-3»и «Як-9». Як-это истребитель, созданный русским конструктором Яковлевым, один из лучших в годы войны.

 Посмотрите-вот перед вами на стенде изображения этих знаменитых советских самолетов.

Cамолеты "Нормандии" имели отличия. Давайте их рассмотрим. Нос "Яка" украшен тремя полосами французского флага: красной, белой, синей. На борту красная звезда и молния (знак точного и быстрого удара), как у всех самолетов 18 гвардейского истребительного полка. Именно с этим полком в составе 303 дивизии крылом к крылу "Нормандия" проходила свой боевой путь на Смоленской земле, Орловско-Курской дуге Белоруссии. На борту летчики рисовали кресты-отмечая сбитые самолеты врага. Обратите внимание на окраску самолета-как вы думаете, почему крылья окрашены по-разному? (чтобы самолет был не виден противнику сверху-он сливается с землей и снизу-сливается с небом)

Боевое крещение было в апреле 1943 года. Первые бои, первые победы… и первые потери. Чудовищные для маленькой эскадрильи — за один день, 13 апреля, французы потеряли троих. Из четырнадцати.

Оказалось, что высокое лётное мастерство французских истребителей имеет одну неприятную особенность: друзья на земле, в воздухе они сражаются каждый за себя. По-другому просто не обучены. «Сам погибай, а товарища выручай» — понимают. Но не умеют.

Иван Иванович Молчанов, летчик авиадивизии вспоминаетФранцузы показали свою тактику индивидуального боя. Но мы их потом… …критиковали. Сидим у землянки, объясняем: индивидуальный бой вас погубит! На земле руками показываем — смотрите, если противник появится с левой стороны, и ведущий слева, то ведущий бьет, а ведомый его прикрывает. Если наоборот — тогда наоборот. Видите, говорим, так мы друг друга защищаем. Кроме того, плотным строем идти нельзя, потому что не видишь ничего. А закон такой: если потерял противника из виду, считай, что ты сбит!

Генерал Захаров командир 303-й авиадивизии: "Я сказал в наставление французам, что они индивидуалисты и не владеют правилами коллективного боя. В доказательство беру с полу веник. Выдергиваю из него прутик и легко ломаю. Затем парню покрепче велю сломать весь веник. Его попытки безуспешны. "Нет, мой генерал". Все поняли и засмеялись". Захарова французы называли «старшим братом» и «почти отцом»

 

Самолёты поднимались в небо в бой и на выручку друзей, попавших в беду. Командир эскадрильи С.Долгалев посадил повреждённый самолёт на лёд залива Фришес-Хафф. Немцы пытались взять лётчика в плен. Заметив это, французские пилоты обстреляли фашистов и защищали его до тех пор, пока за ним не подоспела помощь.

У того же легендарного залива произошёл ещё один незабываемый эпизод. Франсуа де Жофф, сбитый гитлеровцами, упал с парашютом на тающий лёд и погрузился в ледяную воду. Собрав волю и силы, ухватился за бревно, и плыл в ледяной воде 10 часов. Советские солдаты, увидев человека в воде, взяли лодку, под обстрелом поплыли навстречу французу и спасли его.

 

Герой Советского Союза Николай Пинчук, лётчик 18 ГИАП сбил два фашистских самолёта и протаранил третий. Его самолёт был повреждён. Пинчук на парашюте спускался на землю, фашисты не спеша расстреливали его. Теряя силы, лётчик приближался к земле. Вдруг подлетели французы «Когда они пролетали мимо», вспоминает Пинчук, «Я увидел цифру 11». Это был « ястребок» Дюрана! От радости я закричал, словно он мог услышать: « Мерси, Шер ами!» Разогнав немцев, французы спасли русского лётчика.

 

Во время Второй мировой французская авиаэскадрилья «Нормандия-Неман» совершила более 5 тысяч боевых вылетов, провела около 900 воздушных боёв, сбила более 270 самолётов противника.

Наступил день возвращения па Родину. Вспоминает де Жоффр: «Это был мучительный день. Мы расставались с нашими русскими друзьями. Даже самые суровые из нас не могли скрыть слёз».

15 июня 1945 года (карта) лётчики полка «Нормандия-Неман» вылетели на своих боевых машинах (подаренных Советским правительством ВВС Франции в количестве 41 самолёта) с аэродрома Эльбинг курсом на Париж. Встреча была не забываемой Воздушный парад в Париже и 38 городах Франции. И везде огромное море народа. Люди обнимали, целовали лётчиков, дарили цветы…

Писатель Илья Эренбург говорил« Что значила группа даже самых умелых и отчаянных лётчиков в гигантских битвах, где миллионы столкнулись с миллионами? Дело в дружбе, в том душевном движении, которое дороже всех речей и деклараций, дело и той крови, которая была пролита над русской землей.

 

Вспоминает старший лейтенант Иван Молчанов:

Перед первым совместным боевым вылетом мы в строю стояли вместе — группа майора Жана Тюляна и наша группа. Ну, я и задал вопрос — как нам в воздухе общаться? И кто-то предложил: «Фриц выше, фриц ниже, фриц справа, фриц слева». Всё! Так мы в воздухе и общались. 

 

 

Из воспоминаний французского летчика Ролана де Пуап « Нас, пилотов «Нормандии», связывала очень крепкая дружба, но с русскими летчиками мы тоже дружили по-настоящему. Мы им говорили «ya tebia lyublyu!».

 

Механик Владимир Белозуб пишет родителем: "Подружился с французом-летчиком. Зовут Морис де Сейн. Мы связаны очень крепко..." Второе - по-французски: "Здравствуй, мама! Хочу рассказать о Володе. Когда я сплю, он сна не знает. Мой русский друг все делает, чтобы я вернулся из боя живым. Какой мастер!". Оба - механик и летчик были связаны общей дружбой и общей гибелью... Оба летели в одноместном "Яке". Володя за спиной Мориса. Начался обстрел. Летчик получил; приказ покинуть самолет. "А как же Володя, ведь он без парашюта?" - думал Морис, пытаясь безуспешно посадить самолет. Страшный удар, взрыв... Французский летчик отказался спасти свою жизнь ценою жизни товарища. И сейчас они вместе - Володя и Морис - на кладбище в г. Рудня на Смоленской земле.

 

Вспоминает французский летчик Ролан де Пуап:

«Мы хотели только одного: сражаться с немцами. А для этого нужно было отправиться в Россию — только там шла настоящая война. Нам повезло: через Африку, Англию и Иран мы прилетели в СССР в Иваново. Ноябрь 1942 года. Разгар Сталинградской битвы. Тогда еще было совершенно непонятно, как повернутся события. Но нам было все равно: сражаться вместе с русскими уже было огромной честью». 

Французы долго не могли привыкнуть к бескрайней белизне заснеженных просторов, когда глазу не за что зацепиться Возникли и технические проблемы — 58 французских механиков, прибывших вместе с пилотами, не смогли работать с незнакомым оборудованием в условиях русской зимы… Четыре месяца учились французы летать на русских самолетах «Як-3»и «Як-9». Як-это истребитель, созданный русским конструктором Яковлевым, один из лучших в годы войны. Французы попросили разрешения на окрашивание самолетов…

Cамолеты "Нормандии" имели отличия. Давайте их рассмотрим. Нос "Яка" украшен тремя полосами французского флага: красной, белой, синей. На борту красная звезда и молния (знак точного и быстрого удара).

На борту летчики рисовали кресты-отмечая сбитые самолеты врага. Обратите внимание на окраску самолета - как вы думаете, почему крылья окрашены по-разному?(чтобы самолет был не виден противнику сверху-он сливается с землей и снизу-сливается с небом)

Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на ваши вопросы. Вы можете подойти к витринам, познакомиться с экспонатами  и рассмотреть их.

А теперь мы предлагаем вам разделиться на экипажи. Каждый экипаж получит поисковое задание в конверте. Выберите пилота и штурмана. На выполнение заданий у вас будет ровно 5 минут. Подсказки вы можете найти на различных стендах нашей экспозиции, а также вспомнив рассказ экскурсоводов.

Конверт № 1. Фотография летчика Ролана де ля Пуапа. Задание: Кто это? Что вы можете рассказать об этом человеке?

(Ученики должны вспомнить рассказ экскурсовода и найти дополнительную информацию на  стендах)

Конверт № 2. Рисунок самолета «Як-3». Задание: Что это за самолет? Что вы можете рассказать о надписях и рисунках на борту самолета?

(Ученики должны вспомнить рассказ экскурсовода и найти дополнительную информацию на  стендах)

Конверт № 3. Карта с отмеченным боевым путем эскадрильи(Иваново, битва на Курской дуге, Восточная Пруссия, Париж. Задание: Что вы можете рассказать об отметках на данной карте?

(Ученики должны вспомнить рассказ экскурсовода и найти дополнительную информацию на  стендах)

Конверт № 4.  Фотографии летчиков Марселя Лефевра, Марселя, Роллана де ля Пуапа   и Жака Андре . Задание: Кто такие люди, изображенные на снимках? Что объединяет этих людей?

(Ученики должны вспомнить рассказ экскурсовода и найти дополнительную информацию на  стендах о том, что именно эти четверо летчиков стали Героями Советского Союза)

Через 5 минут поисковые группы собираются снова возле экскурсоводов и по очереди рассказывают о выполненном задании.

 Вы справились с заданием! Поздравляем!

   До новых встреч в нашем музее!