Музей истории авиаполка
nachodki.ru интернет-магазин

Боевой путь авиаполка «Нормандия-Неман»

Категория: Экскурсия
Просмотров: 10022

           Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года. В 1940 году Франция была оккупирована Германией, установился режим насилия во главе Анри Филиппом Петэн (так называемое правительство «Виши»). Движение «Свободная Франция» во главе с Шарлем де Голлем призывало французов к борьбе. В конце 1941 года, между комитетом Свободной Франции и советским послом, начались переговоры о переброске одной французской дивизии в СССР. Но этому помешало английское правительство 1 сентября 1942 года генералом Шарлем де Голлем был подписан приказ о формировании истребительной авиационной группы из лётчиков-добровольцев, а также о назначении майора Жозефа Пуликена её командиром. Авиационной группе было присвоено наименование «Нормандия».

      Эмблемой истребительной авиационной группы стал герб провинции Нормандия: два леопарда с золотистыми хвостами.

Эмблема истребительной авиацтонной группы
Эмблема истребительной авиационной группы



    В октябре 1942 года группа «Нормандия», в составе 43 человек, была полностью готова к вылету в СССР. Среди участников группы - 14 выдающихся французских лётчиков, уже отличившихся в боевых операциях против немецко-фашистских сил. В экспозиции музея находится много фотографий, экспонатов, связанных с историей авиаполка «Нормандия-Неман».
     Весьма интересны истории каждого лётчика, каким образом они попадали в эскадрилью «Нормандия». 
     Командир эскадрильи Жан Тюлян сбежал с авиабазы Раяк в то время, когда там господствовали петэновцы, чтобы присоединиться к движению «Свободная Франция». 
     Капитан Литольф находился в оккупированной Франции, где ему предлагали хороший пост, но он предпочёл бежать в Англию и примкнуть к ВВС «Свободная Франция».
      Жозеф Риссо, впоследствии генерал, бежал из тюрьмы. За дешёвую плату нанялся грузчиком на турецкое судно, а в Бейруте, вместе с другими патриотами, бросился в воду с судна и вплавь добрался до берега. 



Личный состав

        Командир 2-й эскадрильи капитан Мурье, чтобы попасть из Константинополя в Тегеран, который контролировался антигитлеровской коалицией, согласился залезть в сундук дипломатической почты и чуть не задохнулся там, так как судно долго задерживали в разных портах, что не входило в его расчёты .

       Таким образом, несмотря на трудности, преграды, они объединились в эскадрилью «Нормандия», которую готовили к отправке в СССР. Французские лётчики прибыли к месту назначения в Иваново 2 декабря 1942 года. Сразу после прибытия на военную базу французские лётчики и техники приступили к освоению нового для них авиационного оборудования. В их распоряжение было выделено три советских истребителя «ЯК-1». На аэродроме близ Иваново в условиях суровой и снежной зимы под руководством советских инструкторов лётчики «Нормандии» приступили к освоению самолёта. Дело в том, что во Франции, когда выпадал снег, полёты прекращались. Однако, преодолев все трудности, французские лётчики были готовы отправиться на фронт.

Лётчики «Нормандии» у самолёта «Як-1»
Лётчики «Нормандии» у самолёта «Як-1»


        22 марта 1943 года эскадрилья «Нормандия» в составе 14 лётчиков, разбитых на две эскадрильи (1-АЭ-капитан А.Прециози; 2 АЭ-капитан Литольф) вылетела на Западный фронт, на аэродром посёлка Полотняный завод (близ Мосальска). 
        Лётчики носили свою традиционную тёмно-синюю униформу французских ВВС и знаки отличия: на рукаве нашивку «Франция» и имели своё знамя. 5 апреля 1943г. эскадрилья открыла боевой счёт: лётчики Дюран и Прециози сбили по самолёту.
       16 апреля 1943 года «Нормандия» стала входить в 303 авиадивизию под командованием генерала Захарова. Боевой путь полка можно разделить на два этапа:
 · С 22 марта 1943 г. – по 30 октября 1943 года.
· С 25 мая 1944 г. – по 9 мая 1945 года.

Командовали эскадрильей за это время:
· Майор Пуликен Жозеф (с 1.09.1942 г. по 22.02.1943 г.)
· Майор (полковник) Тюлян Жан (с 22.02.1943 г. по 17.07.1943 г.)
 · Майор (полковник) Пьер Пуйяд (с 17.07. 1943 по 11.12 1944 г.)
· Майор (полковник) Дельфино Луи ( с 12.12 1944 до конца войны)

Личный состав авиаполка
Личный состав авиаполка "Нормандия-Неман"

      За время боёв на Курской дуге эскадрилья потеряла своего командира Жан Тюляна и его помощника Альберта Литольфа. В полку осталось 25 лётчиков.  В августе 1943 года эскадрилья была переименована в 1-й Отдельный Истребительный авиационный Полк «Нормандия» сражающейся Франции (1-й ИОАП).   30 октября 1943 года французский авиаполк был направлен в Тулу на переформирование. 
     В марте 1944 года в полк прибыла группа французских лётчиков во главе с Луи Дельфино. Лётчикам предстояло быстро освоить советские самолёты и готовиться к сражениям с фашистами. Началась сложная вторая компания боевого пути «Нормандии».

        27 мая 1944 г. авиаполк «Нормандия» перебазировался с Тулы на аэродром Дубровка, в 60 км от Смоленска. Линия фронта была совсем близко. Авиаполк вошёл в состав 3-го Белорусского фронта. В мае месяце была оперативная пауза, советское командование готовило операцию по освобождении Беларуси. Французские лётчики хотели быстрее ринуться в небо. Командир эскадрильи Ив Мурье сообщил: «Завтра боевой дебют. Нам оказана высокая честь. До начала общих боевых действий мы будем прикрывать лагерь белорусских партизан бригады «Дяди Коли». В этой операции участвовали Ив Мурье, Морис де Сейн, Жозеф Риссо, Жорж Лемар, Анри Буб, Альберт Лебра, Константин Фельдзер. Французы проскочили вражеские боевые позиции на бреющем полёте, прижимаясь к безлюдной болотистой местности. Мурье отыскал озеро Палик и на нём остров Багун, развернул группу и повёл её над этими объектами. По команде ведущего группа перестроила свой боевой порядок и стала прикрывать партизан, барражируя над ними. Задача французских лётчиков – прикрыть партизан от вражеских истребителей и бомбардировщиков. В конце мая-июне бригада «Дяди Коли» оказалась в блокаде. Мурье сообщили о том, что партизаны пятые сутки отбивали атаки превосходящих сил эсесовцев. Кроме пехоты гитлеровцы направили на партизан артиллерию и танки. А так же направлены ещё и бомбардировщики. Юнкерсы показались над озером. В прошлом, с такими «юнкерсами 87», Мурье уже встречался. Шасси у них не убирались в полёте, поэтому их прозвали «лапотниками». Мурье первым атаковал вражеский самолёт. Завязался бой. Горящие «юнкерсы» падали в болото. Только одному из тринадцати «юнкерсов» удалось прицельно сбросить бомбы в район боевых действий. Уцелевшие пилоты бомбардировщиков вываливали бомбы далеко от своей цели и пускались наутёк. Французы не теряли бдительности. Вскоре появились «фокке-вульфы - 190» с бомбами. Де Сейн и Лебра поразили огнём ведущую машину гитлеровцев. Пылающим факелом самолёт сорвался вниз. Потеряв в бою две трети своего состава, гитлеровцы покинули поле боя. Вскоре французов сменили лётчики из соседнего полка.

     После боевого вылета все интересовались результатом боя. Мурье откровенно ответил: «Моим подчинённым усердия не занимать, а вот боевые навыки у нас ещё не на высоте, частично утрачены».

     Задание советского командования было выполнено. Партизаны были благодарны поддержке авиации, так как почти ни одна бомба не упала на белорусских партизан. Им легче было выходить из блокады. 

     28 мая во время выполнения боевого задания недалеко от Витебска у опытного лётчика Марселя Лефевра произошло падение давления горючего, пары бензина заполнили кабину. Лётчику удалось дотянуть до аэродрома. При посадке на высоте 10 метров самолёт загорелся, но Марселю удалось посадить горящий самолёт на аэродроме в Дубровке. С ожогами лица, рук и ног он был отправлен в Центральный военный клинический госпиталь в Москве, где 5 июня 1944 года скончался в возрасте 26 лет. Он сбил 11 самолётов. Награды: кавалер ордена Почётного легиона, Крест освобождения, Военный крест, Орден Красного знамени, Орден Отечественной войны 2 степени, Герой Советского Союза и Орден Ленина посмертно. 

Марсель Лефевр
Марсель Лефевр




     После смерти Лефевра должность командира третьей эскадрильи занял Пьер Матрас.

     Были и трагические случаи. 8 июня в своем первом воздушном бою над станцией Рудня младший лейтенант Морис Шалль в суматохе боя сбил советский самолет лейтенанта Архипова. Два французских истребителя ввязались в бой с двумя фокке-вульфами, к которым на помощь пришли еще два. К французам на помощь пришли истребители из 18-го гвардейского авиаполка. В лобовой атаке Морис Шалль обстрелял и подбил немецкий самолет, который задымил и стал снижаться. Морис совершил разворот, увидел другой самолет, который уходил вниз и из которого шел дым. Он дал по нему очередь и успел заметить место, где самолет упал. В полной уверенности, что это был тот же самый немецкий самолет, он заявил о своей победе. Игорь Эйхенбаум и Жан де Панж вылетели на место для подтверждения падения самолета и обнаружили там советский самолет. Для Мориса Шалля это стало трагедией, которую он нес все десять месяцев, остававшихся ему до конца жизни. Полковник Голубов потребовал его высылки из СССР, но генерал Захаров посчитал, что этого не стоит делать.

     Морис Шалль погиб в самом конце войны. По воспоминаниям Пьера Лорийона, семь истребителей «Нормандии-Неман» под командованием Роже Соважа встретили группу не менее пятидесяти самолетов противника и стали уходить. Только Морис Шалль не подчинился приказу и один ушел навстречу немецким самолетам. Он погиб как герой. 

    Таким образом, даже в период оперативной паузы французские лётчики оказали большую помощь в подготовке освобождения Беларуси.

     На территории Беларуси немцы укрепляли каждый город, поэтому, чтобы освободить нашу Родину, необходимо было готовить наступательную операцию. 23 июня 1944 года началась операция по освобождению Беларуси. Механики под руководством старшего инженера авиаполка Сергея Давидовича Агавельяна готовили технику к новым боям. Французы не переставали дивиться неутомимости русских специалистов. Между лётчиками и механиками устанавливались дружеские отношения. В короткие минуты отдыха французы любили слушать русские песни. Франсуа де Жоффр говорил: «Нужно услышать рождённые войной русские песни, чтобы понять душу славянина. Прославление храбрости, любовь к родной земле, гимн подвигов на фронте и в тылу, самопожертвование во имя Родины, жажда жизни и презрение к смерти-все эти темы переплетаются в песнях, дополняя друг друга».

      Начались боевые вылеты под Оршей и Витебском. 26 июня группа Шалля (Ренэ Шалль с ведомым Шарлем Монье, Шарль де ля Саль с Пьером Жене и слева Луи Кернэ с Жаном Монсо) выполняя задание, столкнулись с «мессершмиттами». Один самолёт удалось подбить, но через некоторое время появилась большая группа «юнкерсов». Лётчики пошли на хитрый маневр. Сначала подпустили ближе к линии фронта, а затем внезапно атаковали фашистские самолёты. Горящие самолёты упали на землю и взорвались в расположение своих войск. Остальные вражеские пилоты постарались скрыться под защиту своей артиллерии. Французские лётчики выполнили задание: сбили два «мессершмитта», два «юнкерса» и подбили четыре вражеских самолёта .

      Всего в течение дня лётчики совершили 73 боевых вылета и сбили 8 вражеских самолёта.




      Красная Армия быстро наступала. Необходимо было прикрывать наступление с воздуха, уничтожать вражеские самолёты, которые бомбили мосты, дороги, города. Впереди был г.Борисов. Авиаполк «Нормандия-Неман» участвовал в освобождении г.Борисова. В 8 часов вечера авиаполк «Нормандия» вылетает в полном составе, разбившись на две группы. Одной командует Пуйяд, другой его заместитель майор Дельфино. Обе они получают задание блокировать с воздуха Борисов, к окраинам которого подошла Красная Армия. В бою в районе г.Борисова пропал без вести аспирант Жак Гастон. Это был его последний воздушный бой.

       Жак прибыл на советско-германский фронт 18 марта 1944 года. 26 июня 1944 года погиб в воздушном бою. Он не побоялся атаковать «мессершмитта» в лоб, но был ранен сам, его самолёт повреждён. Его самолёт не нашли и лётчик считался без вести пропавшим. Только в 1966 году самолёт был поднят из болота с помощью военной техники недалеко от населённого пункта Славяный Бор. Похоронен в братской могиле д.Славени. Жак Гастон награждён Военным крестом, Военной медалью и Орденом Отечественной войны 2-й степени (посмертно). Долгое время Александрин Гастон не верила в смерть Жака и ждала его возвращения. В 1970 году она приехала, чтобы увидеть могилу сына. Мама Жака подарила нашему музею на вечное хранение военную форму сына, которую он надевал в 1939 году. После отъезда мадам Гастон, члены совета музея продолжали с ней переписываться и надеялись на новую встречу. Переписка продолжалась до смерти мадам Гастон. Волнующей и трогательной в этой истории является дружба борисовских школьников и Александрин Гастон. «Мама Жака», так они обращались к ней, женщина, потерявшая в войну своего единственного сына, была благодарна за память о нём. Она писала: «Мои дорогие ребята, я вас очень люблю. Если бы мне пришлось выбирать вторую Родину, я бы выбрала Беларусь».

       Истребитель Шарля Микеля был подбит, но он смог на парашюте покинуть самолёт. На следующий день сумел благополучно вернуться с парашютом. 

       Аспирант Жорж Лемар сумел посадить самолёт, с повреждённым во время боя управлением.

      30 июня недалеко от посёлка Риленки погибли лейтенант Брюно де Фалетан и С.М.Астахов. Они отправились ремонтировать повреждённый, оставленный в поле самолёт, но в полк не вернулись. Причина гибели осталась неизвестной.

       15 июля 1944 года при перелёте из Дубровки на новый аэродром в Микунтяны. Капитан Морис де Сейн вылетел со своим советским механиком Владимиром Белозубом. Самолёт не был рассчитан на двоих, поэтому механик разместился в отсеке фюзеляжа за кабиной пилота. Вскоре из-за возникшей неисправности в системе подачи горючего, кабина самолёта стала наполняться токсичными парами бензина. Морис де Сейн возвратился на аэродром, чтобы посадить самолёт, ведь парашют был один на двоих. Ему по рации говорили: «Морис, прыгай!» Французский лётчик отвечал: «Я попытаюсь посадить самолёт, у Владимира нет парашюта». Дважды пытался посадить самолёт, но ему не удалось. При приземлении самолёт перевернулся и разбился о землю. Силой удара лётчика и механика выбросило из самолёта. Погибших лётчика и механика похоронили в одной могиле».

      Только за два дня боёв под г. Борисовом и г.Минском авиаполк совершил 78 боевых вылетов и сбил 12 вражеских самолётов. 

       28 июля 1944 года авиаполк получил приказ прикрывать с воздуха форсирование реки Неман. Эскадрильи полка способствовали успешному преодолению советскими сухопутными войсками водной преграды.

        30 июля в воздушном бою самолёт аспиранта Жана Бейсада был сбит над вражеской территорией, лётчик попал в плен. Его освободили американские войска. Самолёт Героя Советского Союза Жака Андре был изрешечён осколками снарядов, а в правом крыле образовалась дыра, в которую мог пролезть человек. Однако мужественный лётчик сумел посадить самолёт на аэродроме в Алитусе.

        31 июля 1944 года приказом Верховного главнокомандующего, маршала Советского Союза И.В.Сталина авиаполку «Нормандия» было присвоено наименование «Неманский». Закончил свой боевой путь авиаполк в Восточной Пруссии.

      Авиаполк «Нормандия-Неман» занял достойное место среди воинских частей «Сражающейся Франции, удостоившихся увековечения в истории Франции. Боевой путь авиаполка широко представлен в экспозициях музеев, о нём написаны книги, изданы альбомы, сняты фильмы, отчеканена памятная медаль; его название носят улицы, бульвары и площади во многих городах, в том числе и в городе Борисове Минской области.