Музей истории авиаполка
Шаблоны Joomla здесь

История формирования эскадрильи

Категория: Экскурсия
Просмотров: 2942

История формирования эскадрильи "Нормандия"

 

Экскурсовод 1:

В годы Великой Отечественной войны на территории Советского Союза было сформировано несколько национальных подразделений, сражавшихся с гитлеровцами на советско-германском фронте.

Одним из самых известных национальных воинских подразделений стала французская эскадрилья «Нормандия», впоследствии превратившаяся в полк «Нормандия-Неман».

22 июня 1940 года стало чёрным днём для Франции. В этот день в Компьенском лесу было подписано перемирие, фактически означавшее поражение Франции во Второй мировой войне. 

Согласно условиям перемирия, 60 процентов французской территории, включая всё атлантическое побережье и столицу страны Париж, оказывалось в зоне немецкой оккупации. На оставшихся 40 процентах действовало французское правительство, которое  фактически также  полностью зависило  от воли Гитлера.

 Французская армия должна была разоружиться и передать тяжёлое вооружение немецким войскам; французский военный флот должен был быть демобилизован и помещён в порты под наблюдение оккупационных сил. На Францию возлагалась обязанность содержать немецкие войска на своей территории.

Смириться с позором оказались готовы далеко не все французы. Генерал Шарль де Голль прекрасно понимал, где идёт основная битва с гитлеровцами, где решается в том числе и судьба Франции и обратился к французскому народу с призывом к вооруженной борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Началось формирование вооруженных сил   «Свободная Франция».

В марте 1942 года комитет «Свободная Франция», переименованный в «Сражающуюся Францию», обратился к властям Советского Союза с официальным предложением направить в СССР группу лётчиков и авиационных механиков для участия в боевых действиях против фашистской Германии.

  Из оккупированной и капитулировавшей частей Франции, из Северной Африки, Лондона и Каира, из Сирии и Мадагаскара, даже из Индо–Китая, с риском для жизни, перенеся нечеловеческие лишения, совершая побеги из тюрем, стекались в Советский Союз мужественные французские летчики, чтобы на советской земле и советским оружием сражаться против общего врага, бороться за освобождение родной Франции. 14 боевых пилотов, 2 пилота связи, 1 переводчик, 1 врач, 25 техников, 15 бортстрелков – вот та горстка добровольцев, которая решилась на такой смелый шаг.

           Директивой Главного штаба ВВС от 26 ноября 1942г, официально была оформлена организация отдельной французской авиаэскадрильи  под флагом Свободной Франции с правом ношения темно-синей формы французских ВВС, с правом ношения всех французских орденов и знаков отличия французской армии. Эскадрилью назвали «Нормандия» в честь одной из французских провинций, наиболее пострадавшей от гитлеровцев. Эмблемой эскадрильи стал герб провинции Нормандия: два леопарда с золотистыми хвостами. Официальным языком эскадрильи был признан французский язык.

 

Экскурсовод 2:

29 ноября 1942 года  группа "летчиков "Сражающейся Франции" под командованием майора  Жозефа Пуликана прибыла в Иваново, где им предстояло пройти подготовку на советских самолётах и превратиться в полноценную боевую единицу. Для обучения и тренировки эскадрилья была прикомандирована в 6-ую Западную авиабригаду,  командиром которой был полковник  Шумов.

 Главнокомандующим ВВС Советской Армии французским летчикам было предоставлено право выбора любого самолета. Им пришелся “по душе” самолет “ЯК-1”, советского авиаконструктора Яковлева А.С. Французы оценили, что непривычный самолет ЯК-1 легок и приятен в управлении. На вооружение эскадрильи были даны лучшие самолеты-истребители: ЯК-1, позднее  ЯК-9 и ЯК-3.

Приказом командующего ВВС Красной Армии от 4 декабря 1942 года эскадрилья "Нормандия" бала включена в состав Военно-Воздушных сил.

На ивановском аэродроме французов встретили не только дружелюбные русские инструкторы, но и серьезный противник – мороз. Зима выдалась на редкость холодной и в таких экстремальных условиях освоение незнакомой авиатехники стало для французов нелегкой задачей. «Французским авиамеханикам, особенно уроженцам Африки, нелегко было обслуживать незнакомую технику в суровых условиях русской зимы… Люди старались, но, скованные морозом, ничего не могли поделать. В результате снижалось качество подготовки материальной части, что приводило даже к авариям».

Французам было непросто привыкать к советским истребителям Як-1, к тактике ведения боя, к суровым русским морозам… 

Командованием 6-й запасной авиабригады в состав «Нормандии» были также включены 17 советских механиков, обучавших своих французских коллег обслуживанию техники в непростых российских условиях. Тренировочные полеты проходили при температуре 25-30 градусов ниже нуля. Во время первого тренировочного полета на состояние здоровья  командира эскадрильи Жозефа Пуликана сказались последствия ранения, полученные им во время Первой мировой войны. Жозев Пуликан был отправлен в госпиталь, а командование эскадрильей было возложено на майора Жана Тюляна, который официально был назначен командиром эскадрильи "Нормандия" 22 февраля 1943г.

По своему личному составу полк «Нормандия» был весьма разношерстным: среди летчиков были рабочие и служащие, виконты и маркизы, сыновья генералов, был даже внук работорговца. Среди них были русские, евреи, поляк, негр и мулат, имевшие французское гражданство. Всех их объединял патриотизм и любовь к своему народу, гордость и непокорность перед фашистским рабством. Они хотели видеть Францию свободной. На борту самолета Героя Советского Союза Марселя Лефевра был нарисован бородатый старик, с большим красным носом, лежа на родной земле, он курил большую трубку, а рядом стоял кувшин вина. На вопрос советских друзей, что это означает, Лефевр отвечал: - Это отец Маглуар, нормандец, он много пьет, курит большую трубку, но никогда не капитулирует.